1 сентября 2021 года в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на базе МБОУ Саввинская СОШ был открыт центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста».

Целью деятельности центра «Точка роста» является совершенствование условий для повышения качества образования, расширение возможностей обучающихся в освоении учебных предметов естественно-научной и технологической направленностей, программ дополнительного образования естественно-научной и технологической направленностей, а также для практической отработки учебного материала по учебным предметам «Физика», «Химия», «Биология».

Задачи центра «Точка роста»:

– реализация основных образовательных программ по учебным предметам естественно-научной и технологической направленностей, в том числе в рамках внеурочной деятельности;

– разработка и реализация разноуровневых дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей, а также иных программ, в том числе и в каникулярный период;

– вовлечение учащихся и педагогических работников в проектную деятельность;

– организация внеучебной деятельности в каникулярный период, разработка и реализация соответствующих образовательных программ, в том числе для лагерей с дневным пребыванием, организованных Учреждением;

– повышение профессионального мастерства педагогов Центра, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы.

В Центре работают педагоги, прошедшие обучение по современным и актуальным программам повышения квалификации на платформе «Цифровая экосистема дополнительного профессионального образования» при ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» по направлениям:

– ««Точка роста» тьюторы по физике»;

– ««Точка роста» тьюторы по химии»;

– ««Точка роста» тьюторы по биологии»;

– «Использование современного учебного оборудования в центре образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста»»;

– «Школа современного учителя. Развитие естественно-научной грамотности».

Педагоги Центра постоянно повышают свое мастерство посредством участия в вебинарах, форумах, мастер-классах, а также просмотром обучающих видео по работе с цифровыми лабораториями и цифровым микроскопом, по сборке и запуску роботов.

На сегодняшний день центр образования «Точка роста» представляет собой принципиально новое образовательное пространство, оформленное в едином стиле и оснащенное современным оборудованием, готовый принимать в своих классах всех любителей науки, исследований, проектов и инноваций, т.е. всех тех, кто стремиться познать мир современных технологий.

Центр «Точка роста» состоит из помещений: кабинет физики, кабинет химии и биологии, лаборатория. Кабинеты оборудованы новой мебелью, цифровыми лабораториями по биологии, химии, физиологии и физике, наборами роботов, а также ноутбуками, многофункциональным устройством (МФУ), проектором и современным интерактивным комплексом. В кабинетах имеется доступ к сети Интернет.

На новом оборудовании обучающиеся осваивают предметы «Физика», «Химия», «Биология». В целях эффективного усвоения учебного материала на уроках применяются цифровые лаборатории, цифровой микроскоп и набор ОГЭ по химии, активно используется интерактивный комплекс.

На уроках используются цифровые образовательные платформы: «ЯКласс», «Учи.ру», «Российская электронная школа» в формате лекций, индивидуальных уроков и заданий.

В рамках урочной деятельности выполняется обязательный минимум лабораторных работ. Но этого бывает недостаточно для более полного изучения данных предметов.
Например, на изучение предмета биология выделяется всего 1 час в неделю. Благодаря внеурочной деятельности и дополнительному образованию расширяется возможность применения практических методов изучения предметов естественно-научной и технологической направленностей.

На базе центра в рамках внеурочной деятельности реализуются программы «Занимательная физика», «Физика в задачах», «Юный биолог», «Живой мир земли», «Живая планета», «Как важно быть здоровым», «Основы генетики». Во внеурочное время также широко используется инфраструктура и цифровое оборудование Центра. Учащиеся вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность, активно работают на ноутбуках с высокоскоростным интернетом и другими ресурсами центра.

Подключение к сети интернет дает больше возможности для поиска информации. Многофункциональное устройство с возможностью подключения и печати через технологию беспроводной локальной сети WiFi дает беспроводной доступ к оборудованию при печати документа с ноутбука или телефона.

Оборудование Центра и его ресурсы широко используются при подготовке обучающихся к экзаменам и всероссийским проверочным работам. Как на уроках, так и во время внеурочной деятельности обучающимся предлагаются тренировочные задания. Обучающиеся также проходят тренировочные тестирования на платформах «Решу ОГЭ», «Решу ЕГЭ», «Решу ВПР».

В рамках внеурочной деятельности обучающиеся принимают участие в различных акциях, викторинах, конкурсах, тестированиях, диктантах, олимпиадах и других мероприятиях.

Так, ежегодно для ребят проводятся цифровые уроки от проекта «Урок Цифры», в рамках которых обучающиеся получают новые знания в сфере цифрового контента. Ребята проходят тренажеры и получают сертификаты участника.

В сфере развития цифровых компетенций учащиеся приняли участие в акции «Час кода» на платформе по обучению детей основам программирования «Кодвардс», в рамках которой они смогли написать программы для передвижения робота к заданной цели.

Ребята принимают участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах на различных образовательных платформах (Учи.ру, Инфоурок, Знанио и др.). Также с использованием оборудования Центра проводился школьный тур олимпиад на образовательной платформе «Сириус».

В этом году для обучающихся проводились уроки безопасности в сети Интернет, и ребята приняли участие в международном конкурсе «Безопасность в сети Интернет». Сейчас такой же конкурс идет на образовательной платформе Учи.ру, где ребята также принимают участие.

На базе Центра были зарегистрированы площадки для проведения различных диктантов, в которых приняли участие обучающиеся и педагоги школы.

Педагогами Центра проводятся профориентационные мероприятия с использованием материалов «Мотивирующие цифровые уроки» Фонда развития культуры и кинематографии СТРАНА. Также для профессионального самоопределения обучающиеся участвуют в системе открытых онлайн-уроков «Проектория», «Билет в будущее».

Во время каникул на базе Центра реализуется площадка «Мир возможностей», в рамках которой обучающиеся вовлекаются в совместные проекты.

В нашем Центре реализуется три программы дополнительного образования: «Удивительное рядом», «Космическое путешествие» и «Робототехника». Ребята с удовольствием посещают занятия. Но самыми востребованными являются занятия по робототехнике. Здесь переполнены группы, и с каждым днем желающих заниматься становится все больше и больше. На занятиях дополнительного образования обучающиеся узнают много интересного, работают на современном оборудовании, и, конечно же, получают заряд положительных эмоций.

Но самое главное, в Центре дети учатся общаться, работать в группах, совершенствуют коммуникативные навыки, строят продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Функционирование Центра предполагает информационную открытость. С этой целью на сайте школы создан раздел «Точка роста», в котором можно найти всю необходимую информацию о деятельности центра. А также в социальных сетях созданы профили и страницы нашей школы, где также размещена информация о проводимых мероприятиях в школе и в Центре.

Таким образом, ресурсы центра образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста» открывают новые возможности урочной и внеурочной деятельности, расширяют поле взаимодействия ученика и учителя, повышают интерес и мотивацию учащихся к изучению предметов естественно-научной направленности.

Наряду с положительными моментами функционирования Центра имеются и проблемы. Так, для применения цифровых лабораторий при проведении демонстрационных опытов, экспериментов, лабораторных и практических работ нужно специальное лабораторное оборудование, большей части которого в нашей школе нет. Поэтому задействовать цифровую лабораторию в полной мере не предоставляется возможным.

Перед нами стоят большие задачи, часть которых мы решили. Конечно, нам еще учиться и учиться. Совершенству, как известно, нет предела, но огромное желание и мотивация – главные движущие силы нововведений в образовании.